Профориентация –
комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное
самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный
процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе
выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в
условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями,
способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и
возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени
школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Зачем нужна «Профориентация»?
Профориентация поможет
учащимся 7,8,9,10,11-х классов (школьникам, подросткам, старшеклассникам):
• выявить профессиональные склонности;
• определиться с профессиональной сферой, направлением профессионального
образования;
• выбрать среднее - специальное или высшее учебное заведение,
специализацию обучения в учебном заведении;
• определить подходящий профиль обучения в старшей школе.
На каждой ступени школьного обучения реализовывались
различные цели:
1.
Начальная
школа (1-4 кл.) - формирование представлений о мире профессий, о понимании роли
труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности;
2. Первая ступень основной школы (5-7 кл.) -
развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии;
3. Вторая ступень основной школы (8-9 кл.) -
формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных
способностей и склонностей;
4. Старшие классы (10-11 кл.) - формирование
ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных
планов и намерений учащихся, развитие способностей через углублённое изучение
отдельных предметов;
Основные направления профессиональной ориентации
учащихся:
Работа велась через урочную и внеурочную
деятельность по следующим направлениям:
1. просветительское, цель которого
предоставление учащимся достоверной информации о состоянии рынка
труда, востребованности профессий, их характеристика, предоставление
информации о профессиональных учебных заведениях.
· Был
оформлен стенд «Попади в десятку», где была представлена информация о
профессиях, которые необходимы на рынке Ленинградской области.
· В
кабинете 201 был создан кабинет профориентации, где учащиеся могли смогут
справочники для поступающих в ВУЗы и колледжи, рекламные проспекты учебных
заведений, газеты и журналы, которые издают сами учебные заведения. А также
можно пройти компьютерное тестирование.
· Были
организованы встречи учащихся с представителями колледжей, ВУЗов, где дети
могли получить конкретную информацию, пройти тестирование и т.д.
В библиотеке
периодически выставлялись книги по научно-популярной, художественной
и справочной литературе о мире профессий, профессиональных учебных заведениях,
различных отраслях народного хозяйства, о людях труда. Раз в месяц классные
руководители проводили классные часы о профессиях.
Учащиеся начальных классов и 6 классов совершили поездку в город
Кидбург, где могли познакомиться с профессиями продавца, работников
почты, дворника, медсестры.
Учащиеся 9 класса приняли участие в днях открытых
дверей в учебных заведениях профессионального образования в рамках декады профориентации. А также в рамках курса «Твой
профессиональный выбор» совершили экскурсию на швейное производство поселка «Кружанка»
2. консультативно – диагностическое направление,
цель которого – выявление внутренних ресурсов личности, мотивов выбора
профессии, раскрытие путей осознания себя в процессе самоопределения.
· Были
проведены мониторинг учащихся 9 класса по определению их профильных
предпочтений; компьютерная диагностика 8, 10 классов и консультирование по
результатам диагностики.
В течение
учебного года для ребят были проведены следующие
мероприятия:
· классные
часы «Что такое профессия?» в 5-х классах, «Особенности профессиональной
деятельности» в 6-х классах, «Ошибки в выборе профессии» в 7-х
классах, «Профессионально важные качества» в 8-х классах, «Построение
профессионального будущего» в 9-ом и 10-м классах, «Формула успеха» в 11-х
классах.
4. Профориентационная работа в школе осуществлялась как через урочную систему обучения, так и через внеурочную деятельность учителями-предметниками и классными руководителями:
·
выявление
склонностей и способностей детей, начиная с начальной школы, вовлечение их в
кружки, факультативные занятия, студии, секции, оказание помощи учащимся и их
родителям в выборе внеурочной деятельности и организации досуга;
·
вовлечение
детей в исследовательскую работу, проектную деятельность по предметам,
подготовку и участие в олимпиадах, турнирах, конкурсах и других соревнованиях;
·
проведение
интеллектуальных марафонов, организация индивидуальных и групповых занятий с
целью развития творческого потенциала детей;
·
проведение
дня самоуправления силами учащихся 10-11 классов ко Дню учителя, где ребята
проводили уроки, попробовали себя в роли учителей;
Старшеклассники посещали Дни открытых дверей в различных ВУЗах и колледжах, как
самостоятельно с родителями так и с классными руководителями.
·
Использование
в профориентационной работе учебных курсов регионального компонента базисного учебного плана. Это курс
«Серебряный пояс России (5 кл.), курс «Природа родного края» (6 кл.), курс
«История и культура Ленинградской земли» (8-9 кл.). В региональный компонент для старшей школы
включены курсы «Экономика и законодательство Ленинградской области» и «Экология
и природопользование Ленинградской области».